Метнул скалбу, отведал рюшицы, запил горюхой
«Раньшы часта ф рюхи играли, танцеф ни была, сичас-та дискотеки…»
Ежегодно в Осташкове, на берегах Селигера, в первых числах августа собираются мужики, чертят на земле квадраты, расставляют чурбачки и метают в них дубины. Считается, что во второй половине XIX века традиционная игра в рюхи исчезла. Только вот осташам про это рассказать забыли.
По инициативе депутата Законодательного собрания Тверской области Ирины Шереметкер и при поддержке Тверского государственного университета в среду прошел круглый стол, посвященный популяризации и брендированию селигерских рюхов.
Тема обсуждалась при участии руководителя проекта «Селигерия» Министерства туризма Тверской области Татьяны Новоторцевой, представителей администраций Осташковского, Пеновского и Селижаровского районов, кандидата исторических наук и зав. кафедрой социально-культурного сервиса ТвГУ Ольги Ермишкиной, а также студентов университета. Ну и, конечно, формат подразумевал общение с нашими рюшистами. За столом их представлял руководитель Осташковского отделения городошного спорта Александр Логутов. В зале присутствовали и активно выступали еще восемь его коллег.
По мнению депутата Ирины Шереметкер: «Рюхи для осташей – не просто игра». Развитие этой традиции может и должно потянуть за собой повышение качества жизни населения Селигерского края и положительно сказаться на туристическом продвижении территории. Оно также подразумевает создание точек роста для бизнеса, готового подключиться к этой истории и стать её частью. Само собой это еще и важный элемент патриотического и культурного воспитания молодежи.
Проблема популяризации рюхов обозначилась сразу – в них как играла последние годы небольшая группа мужчин, так и играет. Низкий поклон этим хранителям традиции, которые живут игрой и развивают её! Но, чтобы рюхи прочно ассоциировались с Осташковом, в них должны уметь играть все. Ну или, по крайней мере, знать правила.
Сказать по правде, при кажущейся своей простоте, решение этой задачи потребует немалых усилий. Много ли мы видим сегодня дворовых игр у нас под окнами? Где вся эта галдящая детвора с палками, мячами, мелками и резиночками? Вот то-то и оно! Брендирование, внешнее позиционирование Осташкова в качестве родины рюхов, сумевшей сохранить традицию, задача важная, но прежде нужно озаботиться тем, чтобы спустя некоторое количество лет здесь остались люди, которые будут играть не только по случаю этнофестивалей. Игра должна жить! А для этого ставка должна быть сделана на вовлечение молодежи.
Можно рассказывать про рюхи в газете, популяризировать их через социальные сети, разработать целую систему пропаганды традиционной игры, но результативность этой системы будет крайне мала. Выход, поражающий своей простотой и логичностью, предложили сами рюшисты: «Если мы хотим подтянуть молодежь, то нужно, чтобы ребята не смотрели со стороны, как мы играем, а попробовали сами. Взяли скалбу в руки, и…». И это верный подход. Да, только так, и никак иначе.
Все наши мастера пришли в рюхи подобным образом. Метаешь дубину и бочонки разлетаются в стороны! Появляется кураж, и ты автоматически подсаживаешься на эти эмоции. Все теоретические сложности и нюансы игры постигаются после.
Участники круглого стола эту мыль поддержали. Можно организовать соревнования по рюхам между старшеклассниками. Сначала внутри школ, а затем в формате межшкольного турнира. В роли наставников могут выступить наши мастера. Они выступали на встрече со своими воспоминаниями об игре. Рассказывали о рюхах с подлинными интересом и любовью. Их неподдельные эмоции действовали заразительно. Не смогут так рассказать педагоги, прочитавшие методички, при всём к ним уважении.
В формате круглого стола оживленная дискуссия продолжалась около двух часов. Участники подготовили большой пакет предложений. Пока это просто идеи, которые еще предстоит систематизировать и упаковать.
Прежде всего должен быть разработан внятный календарь игр, на который можно было бы ориентироваться. Сейчас, по словам Александра Логутова, рюшисты играют традиционно на Ильин день, на день Смоленской иконы Божией матери и Спас, ну а кроме того, во все большие светские праздники, а также юбилеи рюшистов. В следующем году, по мнению Ирины Шереметкер, в Осташковском городском округе обязательно должен пройти фестиваль рюхов.
На набережной было предложено организовать аллею славы рюшистов, увековечив в истории имена выдающихся игроков и создав еще один объект показа. Кстати, если на обновленной после реконструкции набережной появится четыре площадки для городошного спорта, то Осташков сможет принимать соревнования всероссийского и даже европейского уровней.
Много внимания было уделено возможности дальнейшей капитализации нашей традиции. Речь шла о выпуске спортивного инвентаря, формы, сувениров и аксессуаров, посвященных рюхам. В этой части полагаться хотелось бы прежде всего на местный бизнес, который, по идее, сможет зарабатывать на бренде и способствовать его территориальному закреплению.
Даже потенциал для проецирования бренда на местную гастрономию успели рассмотреть. Проецируется слово «рюхи» замечательно. Рюшок – готовое название блюда! А рюха-уха, как вам? Настойка горюха тоже имеет право на существование. В общем, и в этой части есть разбег для творчества.
В мире существуют примеры развития традиционных игр как бизнеса и даже основы национальной культуры. У нашей территории есть огромный потенциал.
- Нигде больше я не видела в такой сохранности традиционную игру, - выслушав рассказы рюшистов сообщила кандидат исторических наук Ольга Ермишкина. - Насколько же повезло этому краю! Здесь сошлось всё: Исток Волги, Селигер, красивейший монастырь, подтянулась гастрономия, а теперь вот и богатство народных традиций становится очевидным.
Можно было еще долго обмениваться идеями, но хранители этих самых традиций пригласили участников круглого стола на мастер-класс. На набережной прошла показательная игра, а затем произошло то, чего и следовало ожидать. Гости из министерства, служащие администраций и депутаты взялись за скалбы. Полетели увесистые дубины. Какие-то разнося в стороны деревянные цилиндры, какие-то в кусты. Даже каблуки и юбки не сдержали порыва.
Андрей РЯБОЧКИН